Артикуляционная гимнастика

ЗАБОРЧИК
Улыбнуться, с напряжением
обнажив сомкнутые зубы

Простое, но очень важное упражнение, особенно для детей с дизартрическим компонентом. Мышцы должны спокойно держаться до счета 10. Если губы сползают в исходное положение , подергиваются - пусть в начале ребенок придерживает указательными пальцами уголки рта.

ОКОШКО
Широко открыть рот - "жарко".
Закрыть рот - "холодно".

Упражнение лучше делать от Заборчика: если зубы хорошо обнажены - то Окошко и получится качественно, и ребенку в зеркало будет хорошо видно ,что делает его язычок.

ДУДОЧКА
С напряжением вытянуть вперед губы
(зубы вместе)

Если есть трудности в выполнении - поиграйте : в поцелуи, какой пятачок у поросенка, покрутите этим пятачком по- и против часовой стрелки; слегка массируя пальцами, вытягивайте губы малыша вперед. Хорошо в динамике сочетать Заборчик-Дудочка.

СЛОНИК ПЬЕТ ВОДИЧКУ
Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой,
набирать водичку, слегка при этом причмокивая.

Разжимая-зажимая кулачки, малыш помогает слонику набирать воду - пппффф и ладошку открыть над головой - слоник освежил себя водой.

ОРЕШКИ
Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Хорошо укрепляется кончик языка, твердость которого важна при выполнении звука Л. Можно оказать сопротивление с внешней стороны щеки при помощи указательного пальца.

ПОЙМАЕМ МЫШКУ
Губы в улыбке. Приоткрыть рот.
Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка
(поймали мышку за хвостик)

Основное упражнение для постановки звука Л.